В какой бы точке мира вы не находились, можете встретить следы экономической экспансии Китая. Развивающийся китайский рынок сегодня оказывает большое влияние на мир, поэтому многие предприниматели если не начали масштабировать свой бизнес на внутренний рынок Поднебесной, то думают об этом. Однако прежде чем начать, нужно понять на каких принципах основывается культура делового общения Китая, которая позволяет разобраться как правильно себя вести с партнерами.
Основные принципы китайской деловой культуры
При запуске бизнеса в Китае хорошим подспорьем будет понимание основных принципов таких культурных отличий:
- Гуанси – наличие связей имеет первостепенное значение. Даже понимание продукта и его цена уходят на второй план перед нужными людьми и доступу к квалифицированной рабочей силе.
- Жесткая иерархия. Любые попытки ускорить переговоры или взаимодействие, нарушая иерархию приведет к замедлению процесса. Руководитель или вышестоящее лицо рассматривается, как отец, ожидающий покорности подчиненных.
- Коммуникация с китайскими партнерами с учетом современной идеологии страны. Руководство компании часто связано с Коммунистической партией, поэтому предложенные решения, скорее всего, будут проанализированы, одобрены/заблокированы третьими лицами.
Китайский деловой этикет
Играют роль в коммуникации с бизнес-партнерами не только культурные различия в деловом общении, но и строгое соблюдение этикета.
- Поведение на переговорах. Конфуцианские постулаты диктуют правила поведения на любом мероприятии. В первую очередь нужно выказать свое уважение старшему по рангу и затем по возрасту. Необходимо встать когда глава делегации входит в помещение, предложить ему место напротив себя и проявлять повышенное внимание ко всем репликам.
- Осведомленность об истории и традициях Китая, а также о компании партнера. Китайцев располагает знание таких нюансов.
- Всегда иметь в наличии визитные карточки. Это важный атрибут переговоров, который подвергается тщательному анализу.
- Рукопожатие не является обязательным. Если вам протянули руку, то стоит мягко пожать ее. Прямой взгляд будет рассчитываться как неуважение, поэтому во время рукопожатия следует смотреть вниз, признавая превосходство делового партнера.
- Серия встреч свойственна переговорному процессу в Китае. Встречи это повод для обмена информацией и одним из этапов для создания долговечного партнерства. Подписание договоров проходит в широком кругу заинтересованных лиц. Переговоры же ведут специальные люди, часто не имеющих полномочий.
- Дарения не дорогостоящих памятных подарков и получение таковых – элемент бизнес этикета. Стоит быть готовым к подобному обмену.
- Косвенное согласие гарантированно означает отказ. Прямое «нет» таит потерю лица одной из сторон и обоюдное смущение.
Китайская деловая культура имеет множество нюансов и подводных камней, требующих тщательного изучения традиций. Придется потратить усилия и время, а также принять правила китайских предпринимателей.
Компания RNDTrading предлагает изучить прибыльные китайские бизнес-идеи, которых нет в России и свои услуги в переговорах.